Методология бизнес-плана (СФ)

 

5 Методология составления бизнес-плана инвестиционного проекта в сфере АПК

 

 

Одним из обязательных условий участия в конкурсном отборе семейных животноводческих ферм является эффективность предлагаемого проекта.

Критерий эффективности установлен по показателю срока окупаемости проекта, который не должен превышать 8 лет (96 месяцев).

 

Важнейшая цель составления бизнес-плана – это детализация бизнес-идеи, прогноз ее экономической эффективности, составление четкого плана достижения поставленных ориентиров.

Составляя бизнес-план, предприниматель, в первую очередь для себя самого, получает ответ на вопросы:

чего он хочет достичь;

как он хочет этого достичь;

какие ресурсы необходимо привлечь для реализации идеи;

насколько эффективна рассматриваемая идея.

 

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта – это «скелет» бизнес-плана. Именно с него и следует начинать разработку бизнес-плана.

ТЭО – это изучение экономической выгодности, предварительный анализ и расчет экономических показателей инвестиционного проекта.

Главной задачей при составлении ТЭО является предварительная оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ эффективности и периода окупаемости проекта.

Составить ТЭО необходимо самому предпринимателю для понимания того, что стоит ждать от проекта, насколько эффективным является инвестиционный проект. Только в том случае, если предварительная оценка эффективности проекта удовлетворяет предпринимателя, ТЭО целесообразно «разворачивать» в полноценный бизнес-план.

 

При составлении ТЭО рекомендуется придерживаться следующей последовательности тематических частей, каждая из которых обуславливает последующую:

общая информация о существе будущего проекта (отрасль, вид деятельности, виды производимой продукции);

цель проекта, выраженная в количественных показателях (например: производство определенного количества продукции, реализация продукции на определенную сумму за определенный период, получение прибыли в определенном размере, определенный масштаб производства);

технологическая карта производственного процесса (последовательность операций, сроки, затраты времени, труда и материально-технических ресурсов).

— необходимые для реализации проекта виды и количество материальных и трудовых ресурсов (стройматериалы, помещения, техника, земля, поголовье животных, семена, удобрения, средства химической защиты, ГСМ, корма различного вида, электроэнергия, потребность в трудовых ресурсах);

— разделение ресурсов на категории: капитальных и эксплуатационных (из них – постоянных и переменных);

календарный план привлечения ресурсов (период капитальных затрат, период начала реализации проекта, период реализации проекта);

— анализ уровня цен и источников поступления каждого из видов ресурсов;

— составление календарного плана финансовых затрат на ресурсное обеспечение проекта;

— составление производственного плана (с какого периода начнется выпуск готовой продукции, в каких объемах, как будет изменяться в последующие периоды);

— составление плана реализации продукции (куда пойдет готовая продукция, по какой цене, какие условия финансовых расчетов с потребителями);

— составление календарного плана финансовых поступлений от реализации проекта;

— составление предварительного финансового плана (кэш-фло), путем сопоставления плана финансовых затрат и поступлений;

— составление инвестиционного плана – календарного плана инвестиционных затрат;

— определение потребности в привлеченных средствах – путем сопоставления инвестиционного плана и собственных финансовых возможностей.

 

После разработки ТЭО можно приступать к составлению полноценного бизнес-плана. При этом все материалы, содержащиеся в ТЭО найдут свое применение в соответствующих разделах бизнес-плана.

 

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Резюме инвестиционного проекта. Содержание этого раздела бизнес-плана будет рассмотрено ниже.

Описание предприятия. Для индивидуального предпринимателя в этом разделе уместно указать свой возраст, образование, уровень квалификации, опыт работы, масштабы и результаты деятельности за предшествующие периоды, иные положительно его характеризующие обстоятельства.

Описание продукции (услуг). Как можно более полно и подробно описывается производимая предприятием продукция или услуга. Необходимо указать наименование продукции, ее отличительные черты, конкурентоспособность, степень готовности к производству, безопасность, экологичность, а также концепцию ценообразования. Немаловажно описать, каким образом будет осуществляться контроль качества продукции, обеспечиваться гарантии ее потребительских свойств.

Организационный план. Здесь указывается организационно-правовая форма предприятия, месторасположение предприятия (наличие обособленных подразделений), характер имущественных отношений (собственное имущество или аренда), характер трудовых отношений (постоянные или сезонные работники; постоянная или сдельная оплата труда). Здесь же уместно разместить штатное расписание персонала предприятия, описать требования к квалификации работников, мероприятия по повышению квалификации.

Инвестиционный план. Здесь размещается информация об общем объеме капитальных вложений, календарный план капитальных затрат, объем и доля собственных средств, объем и доля привлекаемых средств, условия привлечения средств (например, для кредитов – их объем, процентная ставка, календарный план поступления кредитных средств и погашения процентов и основного долга).

Производственный план. Здесь размещается описание технологического процесса, технические характеристики используемого оборудования, приводится календарный план производственной деятельности, материальный баланс производства, график поставки необходимых ресурсов (с указанием каналов поставки, анализом существующих возможностей по хранению ресурсов) и производства готовой продукции.

Реализационный план (маркетинговый план). Здесь размещаются результаты проведенных маркетинговых исследований – анализ рынка продукции, его объема, структуры, характеристика основных конкурентов. Описывается рыночная стратегия – приоритетные каналы реализации, ценовая политика, мероприятия по привлечению потенциальных потребителей (к примеру, рекламные акции). Здесь же размещается календарный план реализации готовой продукции, с указанием каналов реализации, применяемых принципов ценообразования, с анализом накладных расходов, связанных с реализацией продукции.

Финансовый план. Здесь размещается график движения денежных средств, учитывающий все финансовые затраты по проекту (затраты по хозяйственной деятельности, налоговые платежи, платежи по кредиту, накладные расходы) и финансовые поступления от реализации продукции, расчет сальдо платежного баланса для каждого из периодов времени. Здесь же рассчитываются показатели экономической эффективности, индексы доходности проекта (рентабельность, сроки окупаемости проекта).

Анализ чувствительности проекта. Здесь приводится расчет устойчивости проекта к возможным внешним и внутренним экономическим изменениям (внешние – это инфляция, диспаритет цен, несвоевременные выплаты потребителей; внутренние – это изменение цены продукции, объема сбыта). Здесь же определяется граница безубыточности проекта, т.е. тот уровень, на котором предприятие будет иметь нулевой доход.

Анализ рисков. Здесь приводится оценка вероятности возникновения негативных обстоятельств (как внешних, так и внутренних), препятствующих успешной реализации проекта. Здесь же описываются меры по предотвращению рассматриваемых рисков, меры по снижению вероятности их возникновения, меры по ликвидации последствий рисков в случае их возникновения.

Приложения. Здесь помещаются документы или их копии, подтверждающие исходные данные, изложенные в бизнес-плане.

К таким документам относятся, к примеру:

— копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

бухгалтерский баланс за предшествующий период;

— копии правоустанавливающих документов (например – свидетельства на право собственности земельными участками и иными объектами недвижимости;

— копии договоров на право пользования земельными участками и иными объектами недвижимости;

разрешительный документ на право осуществления строительных работ;

проектно-сметная документация на строительство производственных объектов;

— выставленные потенциальными поставщиками счета на поставку товаров, работ, услуг;

прайс-листы предполагаемых поставщиков;

предварительные соглашения на поставку товаров, работ, услуг;

гарантийные обязательства третьих лиц;

рекомендательные письма;

— иные документы.

 

Дополнительные разделы бизнес-плана.

Выше перечислены разделы, которые следует считать обязательными для любого полноценного бизнес-плана.

Кроме этого в бизнес-план можно (и рекомендуется) вставить и дополнительные разделы, чтобы выгодно подчеркнуть отдельные аспекты проекта. Особенно важную роль эти разделы играют при оценке проекта со стороны государственных органов власти.

Рекомендуемые дополнительные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта:

Социально-экономическая значимость, актуальность проекта. Здесь подчеркивается направленность проекта на решение некоторой существующей насущной проблемы, потребности населения края, района, поселения.

Социальная эффективность проекта. Здесь указывается количество вновь создаваемых рабочих мест, создание дополнительных источников дохода для сельского населения, улучшение условий жизни сельского населения (за счет производства новых видов продукции, услуг, проведения благоустройства территории).

Бюджетная эффективность проекта. Здесь рассчитываются объемы дополнительных доходов бюджета (федерального, краевого, местного) за счет налоговых платежей и иных поступлений в результате реализации проекта.

Технологическая эффективность проекта. Здесь указывается на использование в рамках проекта инновационных, наукоемких, ресурсосберегающих, высокоэффективных технологий и оборудования.

Экологическая эффективность проекта. Здесь указывается на экологическую безопасность продукции, применяемых технологий, систему природоохранных мероприятий, положительное влияние на природную среду.

 

Резюме инвестиционного проекта

Последний этап при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта – составление его резюме.

Резюме проекта – особый раздел бизнес-плана, который можно рассматривать как отдельный документ. Резюме представляет собой рекламу проекта, поэтому оно должно быть составлено так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера.

Составлению резюме проекта следует уделить особое внимание, хотя бы потому, что этот раздел размещается в самом начале бизнес-плана, и его читают все.

Резюме должно быть не слишком большим по объему – не более 3-х страниц печатного текста. В это же время, здесь должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предполагаемого проекта – чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько средств потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию, каковы основные показатели эффективности проекта и почему предприниматель считает, что его предприятие добьется успеха.

Резюме должно включать следующую информацию:

наименование проекта;

информация об инициаторе проекта: организационно-правовая форма, среднесписочная численность предприятия, фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта, контактная информация.

описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;

— описание ситуации на рынке (отдельной территории, района, Красноярского края, Российской Федерации)  и в отрасли;

преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы предпринимателя и его текущее финансовое и имущественное состояние;

— долгосрочные и краткосрочные цели и задачи проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

— степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, условия привлечения средств и план погашения возникших обязательств;

— ключевые экономические показатели эффективности проекта;

— возможные риски и система мероприятий по предотвращению рисков.

 

Отдельные рекомендации по бизнес-планированию

В заключение приведем несколько рекомендаций по составлению бизнес-плана. Они, надеемся, помогут не упустить важных аспектов расчета стоимости проекта и оценки его эффективности.

 

При планировании капитальных и текущих производственных затрат необходимо учитывать цену товаров, работ, услуг с НДС.

Если проектом предусматривается приобретение основных средств, при расчете эксплуатационных затрат этих объектов необходимо учитывать соответствующую норму амортизации.

Так же при эксплуатации основных средств и другого имущества надлежит ввести в расчет затрат по проекту планируемые затраты на ремонт.

Желательным, а иногда и необходимым условием предоставления кредита является страхование приобретаемого в рамках реализации инвестиционного проекта имущества. Расходы на страхование также должны быть включены в структуру затрат.

Чем выше доля собственных средств, вкладываемых предпринимателем в проект, тем выгоднее смотрится проект. В качестве ориентира можно указать долю собственных средств инициатора проекта на уровне около 30%.

Производственный и финансовый план проекта целесообразно выполнить в двух или трех вариантах – оптимистичный, пессимистичный и реалистичный.

Также отдельно следует составить финансовый план без учета средств государственной поддержки и с учетом их.

При составлении финансового плана среднесрочного или долгосрочного проекта целесообразно выполнить расчеты сначала в ценах текущего периода, а потом применить дисконтирование цены (прогнозный уровень инфляции).

 

Скачать

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОРГОВЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Служба Гостехнадзора Красноярского края

Активный гражданин. Красноярский край

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!